Эльфрида Елинек считает роман "Дети мертвых" своим главным
произведением, ибо убеждена, что идеология фашизма, его авторитарное и
духовное наследие живы в Австрии до сих пор, и она мастерски показывает
это в книге. Роман был написан десять лет назад, но остается
непревзойденным даже самой Эльфридой Елинек. По словам критика Ирис
Радиш, "Елинек сочинила свою австрийскую эпопею. Это - наиболее
радикальное творение писательницы по тематической гигантомании и по
неистовости языковых разрушений".
Основная литературная ценность романа заключается не в сюжете, не в
идее, а в стиле. Елинек рвет привычные связи смыслов, обрывки соединяет
по-новому, и в процессе расщепления и синтеза выделяется некая ядерная
энергия. Елинек овладела плазмой языка, она как ведьма варит волшебное
варево, и равных ей в этом колдовстве в современной литературе нет.
Если Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите" напускает на Москву целую
свору нечистой силы, чтобы расквитаться со своими недругами, то
Эльфрида Елинек делает примерно то же при помощи мертвых, которые
воскресают, переселяясь в чужие тела. Елинек творит в лице своих героев
акт мести за поколение своих родителей. Она пишет от лица неотомщенных
мертвых. Недаром название романа "Дети мертвых" разбито на два смысла:
"Дети роман мертвых".